13 октября 2014 года в Калининграде в рамках семинара «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году» состоялся семинар «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2014 году», на котором от муниципалитета присутствовали представители администрации МАОУ лицея №10.
В рамках семинара выступали заместители директора автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт проблем образовательной политики «Эврика». В дискуссии о проблемах введения ФГОС и представлении лучших моделей социализации детей специалисты рассказали, как достичь результатов при освоении ФГОС.
Одна из основных проблем образования – это выпускник образовательной организации, который, переступая порог школы, должен успешно социализироваться, влиться в общество, уметь творчески подходить к любой ситуации, организовать свой бизнес, определять для себя разные варианты решения любых, даже очень сложных, жизненных проблем. И именно школа, реализуя деятельностный подход, актуальный для каждого возрастного этапа становления и развития личности, должна взять на себя ответственность за вхождение обучающихся в пласт КУЛЬТУРЫ, освоение норм социального благополучия.Чтобы этого достичь, каждая образовательная организация реализует основную образовательную программу, которая представляет собой
уникальную и самобытную модель с прогнозируемым будущим, направленную на успешную социализацию. А для этого школа должна расширить рамки, использовать ресурсы извне, строить учебный процесс с максимальным приближением задачек и ситуаций к реальной жизни в реальном времени. Ведь ученики постигают культурный пласт за школьными партами, а значит, и глобальные проблемы они должны
учиться решать и находить выход из любой ситуации именно в течение школьного периода.
Загадки ФГОС можно объяснить, по словам специалистов Института, всего четырьмя позициями: «целеполагание», «моделирование», «контроль/самоконтроль», «оценка/самооценка». Ещё одна составляющая процесса «вхождения ребёнка в культуру» — это научиться определять границу между знанием и незнанием. Каждый урок или занятие начинается с проблемы, загадки, задачки, ситуации, которую нужно решить для того, чтобы подняться «на ступеньку» выше в своём выборе, в своём успехе, как ученику, так и
учителю.
Чтобы достичь интегрального результата, весь цикл должен быть похож на спираль: От простого к сложному… Важно, показать детям способы моделирования и проектирования решения любой учебной проблемы через уже названные выше 4 позиции построения уроков. Это концентрический способ, который поможет учащимся увидеть тот виток спирали, на котором возникают трудности или проблемы. А задача учителя – организовать деятельность каждого ребёнка таким способом, чтобы в деятельности, являющейся ведущей для определённого возрастного периода, происходило развитие, ведущее к успешности в будущем, а значит, социализации.
Самой эффективной на сегодняшний день формой развивающих занятий является групповая, так как ребёнок ещё не умеет самостоятельно организовать собственную деятельность правильно и до конца, значит, в группе он, не боясь и чувствуя себя комфортно, сможет предложить гипотезы, способы действия, элементы моделирования сам, и посмотреть, какие предложат другие, тем самым количество способов решения одной и
той же проблемы будет больше, чем 1, а это залог успешного решения как в этой ситуации, так и в другой, похожей, но в других условиях.
Групповые форматы уроков предназначены для того, чтобы найти как можно больше опорных точек для решения проблемы. В нашем лицее начальная ступень работает по федеральным государственным образовательным стандартам уже шестой год. Освоение нового – процесс длительный и трудоёмкий. Ребята, приходящие из начальной школы, уже знают, как выстраивать коммуникации, как решать проектные задачи, как оценить свою деятельность и правильно смоделировать своё будущее.
Внедрение стандартов на основной и старшей ступенях хранит ещё много секретов, и мы вместе с учащимися их обязательно раскроем через открытие образовательного пространства и модель социализации, лежащую в основе основной образовательной программы нашего лицея.
Социализация – это решение проблем и выстраивание модели освоения пласта необходимых знаний культурным способом. Ребёнок на таких занятиях должен почувствовать свои возможности, направленность, а также узнать, в чём дефицит. В целом построение уникальной модели освоения основной образовательной программы направлено на то, чтобы ребёнок был субъектом деятельности, пробовал себя в разных направлениях.
Субъектная центрированность влечёт за собой правильное, адекватное развитие гражданина своей страны, гибкость, сориентированность на будущее.
Идея индивидуализированного обучения – основа, которая заложена в новых образовательных стандартах, призвана дать ребёнку возможность задать правильную траекторию своего развития по собственному замыслу, построить организационную перспективную схему, позволяющую освоить нормы, присвоить ценности, освоить культурный пласт, сообразно с собственными представлениями о будущем. Тогда социализация такого гражданина будет естественной и в будущем сыграет свою знаковую роль в построении комфортного и успешного жизненного пространства, когда он станет взрослым.
Важно отметить, что на сегодняшний день все ступени работают по новым образовательным стандартам и их развивающей потенциал мы сможем осуществить все вместе, спрогнозировав своё успешное будущее.
Кудрявцева Т. А.