4 педагогических приема, о которых вы не знали

uchenikiПрием 1 «Переключение оснований». Этот прием используется, например, в тех случаях, когда, принимая решение работать в кружке, ученик в качестве основания рассматривает не «научиться умению думать», а какие-либо другие, которые являются для него личностно-значимыми. Необходимо их переключить на главное – учиться думать. Так, если в качестве основания выбрано «общение со сверстниками», то его можно связать с учебно-познавательной деятельностью, показав, что умеющий думать всегда пользуется уважением, заметнее в коллективе, умение думать помогает в общении с людьми. Опыт показывает: советы-размышления, построенные с учетом личностно-значимых оснований для принятия решения, как правило, принимаются учениками сначала на словесном, а затем и на деятельностном уровне. Они сначала соглашаются с советом, а затем строят свою работу в кружке, стараясь учиться думать.

Прием 2 «Противопоставление оснований». В тех случаях, когда ученик предпочитает уйти из кружка, можно попытаться противопоставить основания отрицательного решения каким-либо личностно-значимым основаниям, связанным с широкими социальными мотивами или с такими мотивами, как престижность, благополучие, избегание неприятностей. Так, если для принятия решения было отсутствие связи учебных задач и будущей профессиональной деятельностью, то оно противопоставляется значимому основанию: каждому профессионалу необходимо умение думать. Отсюда в советах-размышлениях делается вывод о том, что этому умению нужно учиться еще в школьные годы.

Прием 3 «Объяснение». Иногда ученик в качестве основания для принятия решения выдвигает наличие состояний, связанных с отрицательными эмоциями. Тогда в совете-размышлении объясняется, что причиной этих
состояний является неумение думать. Учащихся подводят к необходимости изменить ранее принятое решение через снижение личностной значимости самого основания: неумение решать и отсутствие интереса к задачам
становится временным явлением, которое можно изменить.

Прием 4 «Подтверждение решения». В тех случаях, когда ученик предпочитает работать в кружке, стремясь научиться думать, в советах-размышлениях содержится подтверждение значимости выделенного основания и правильности принятого решения. В частности, могут быть указаны возможные отрицательные последствия другого решения: трудно хорошо учиться, если просто заучиваешь материал и не умеешь думать.

Организация кружковой работы показала, что учащиеся с интересом относились к направляющей и коррекционным программам, которые использовались для формирования второго компонента в модели саморегуляции – «принятия решения». Отметим, что многие испытуемые осознавали не одну, а несколько причин своего выбора. Коррекционная информация, представленная в советах-размышлениях, помогала ученику лучше понять себя, преодолеть неуверенность в своих силах, понять роль необязательной кружковой работы в развитии способностей, в подготовке к жизни, к будущей трудовой деятельности.

По материалам Вайзер Г.А.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*