Физическая культура как ведущий компонент формирования личности ребенка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

fizkultЗастрожнова Евгения Юрьевна

БОУ города Омска «Гимназия № 140» учитель физической культуры

Модернизация всех сфер деятельности, происходящие в стране, требуют и нового  подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В условиях введения ФГОС особое значение приобретают  вопросы  укрепления физического и духовного здоровья.  В школах ввели третий час  уроков физической культуры, что продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании школьников, укрепления их здоровья и увеличения объема двигательной активности обучающихся.

Организация физического воспитания и спортивной подготовки обучающихся является колоссальным резервом улучшения реальной ситу­ации в этой области (В.К. Бальсевич, В.И. Лях и др.).

Современная социальная ситуация в нашей стране привела к либерализации физического воспитания, создала условия для поис­ка оптимального решения проблем школьной физической культуры.

И.И. Пономарев указывал, что главное в формировании личнос­ти — совместная деятельность, общение.

Поведение человека социально обусловлено, а социальная сре­да является источником его формирования; личность, следователь­но, является субъектом социального действия. Характер и поведе­ние человека, структура его личности всецело определяются теми социальными условиями, в которых он живет  (7).

Таким образом, одним из важных механизмов формирования вос­питания и перевоспитания личности является воздействие на лич­ность через перестройку ее социальной микросреды, сферы и усло­вий деятельности с последующей (именно через деятельность) пе­рестройкой мотивации.

Психологи считают, что в формировании личности, о точки зрения психологической тактики управления, необходимо выделить ведущий компонент, который бы оказался в данных условиях наибо­лее эффективным.

Какими же свойствами он должен обладать?

Принципиальная возможность и относительная простота целенап­равленного изменения данного компонента. Есть такие факторы, изменение которых является лишь конечной (но достаточно отда­ленной) целью формирования, а начинается оно с изменения более доступных, что в свою очередь приведет к изменению основного фактора, составляющего цель формирования. Ведущий компонент должен быть достаточно эффективным фактором, детерминирующим основной процесс воспитания, приводящим к существенным изменениям либо в объективном положении, социаль­ной или социально-психологической среде личности   (а через это объективные изменения и в самой личности, как таковой), либо в субъективном, индивидуально-психологическом мире  личности не­посредственно с последующей реализацией этих изменений в социально —  значимом поведении (1).

Мы принимаем, что таким компонентом может быть физическая культура и спорт во всех их многообразных проявлениях, с их  особенностью  формирования и развитая личности. И первой ступенью в этом сложном многолетнем процессе стоит школьное физическое вое питание. Понимание ведущей роли обучения в развитии ребенка имеет огромное значение для педагогики.

Л.С. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития», вы­ражающее внутреннюю связь обучения и развития. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне бли­жайшего развития (2).

Наличие этой зоны предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих у него психических особенностей. Поэтому содержа­ние обучения должно способствовать более эффективному развитию личности ребенка. Последнее произойдет лишь тогда, когда сред­ства, содержание, методы обучения и воспитания будут разработа­ны с учетом психологических и физиологических закономерностей возрастного и индивидуального развития.

Основой психического развития является смена типов деятель­ности, которые с необходимостью определяют процесс становления новых психологических образований. Тот новый  тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте называется «ведущим» (4).

В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соот­ветствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка.

В основу периодизации детства, разработанную Л.С. Выготским,  А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, положено предста­вление о том, что каждому возрасту, как своеобразному и специфическому периоду жизни человека, соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возра­стных периодов (4).

Для детей 7-10 лет ведущей деятельностью является учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоре­тическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а так­же потребности и мотивы учения

Для детей 11-15 лет ведущей является общественно-полезная деятельность, которая включает в себя такие ее виды, как трудо­вая, учебная, спортивная, художественная

В процессе выполнения этих видов деятельности у подростков возникает стремление проявить себя, умение строить общение в раз­личных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможнос­ти своего «я», т.е. самосознание

Второй аспект, требующей рассмотрения, это — этапность  развития физических качеств, знание которой крайне необходимо для оп­ределения оптимального содержания образования уроков физической культуры.

Современная наука располагает данными об этапности, перио­дичности физического развития организма.  Развитие организма ребенка на различных этапах онтогенеза имеет отчетливо выраженную последовательность и цикличность. Многочисленными исследования ми установлено, что этапы ускоренного роста периодически сменя­ются фазами замедленного развития различных сторон двигательных функций детей школьного возраста.

Замечено, что в указанные фазы этапы организма ребенка по-разному реагируют на воздействие средств физического воспитания (3).

Периоды ускоренного возрастного развития двигательной функции отличаются повышенными адаптационными возможностями организ­ма к воздействию внешних факторов, в том числе физического воспитания. Такие периоды получили название критические  или сенситивные.  Следующие за ними периоды характеризуются видимым замедлением процессов развития и понижением эффекта  адекватного реагирования организма на воздействие внешней среды.  Исследования Гужаловского   А.А  показали, что наибольшие темпы роста по большинству показателей физической подготовленности у школьников (мужского пола) наблюдаются в среднем и стар­шем школьном возрасте, но при этом  сенситивным периодом в бы­строте движений ног и туловища, общей выносливости, гибкости позвоночного столба, статического равновесия тела является воз­раст от 7 до 10 лет  У девушек же этот период приходится, главным образом, ка младший и частично на средний школьный возраст.

Дальнейшие исследования по периодизации развития физических качеств позволили сделать вывод о том, что младший школьный возраст особенно благоприятен для развития координационных способ­ностей человека и позволяет сформировать сложнокоординационные двигательные действия во многих видах физических упражнений; навык, сформированный в этом возрасте, наиболее устойчив в дви­гательной памяти нервной системы человека.

Исследования, связанные с изучением отношения учащейся молодежи к физической культуре, показали, что особенности нерв­ной системы и темперамента, активное целеполагание, формирую­щиеся особенности самооценки, характерные для младших школьни­ков, оказывают существенное влияние на их активно-положитель­ное отношение к физической культуре (5). Начиная с младшего под­росткового возраста уменьшается влияние на отношение к деятель­ности особенностей нервной  системы и темперамента, и в то же вре­мя усиливается влияние особенностей личностной направленности: доминирующей мотивации, самооценки, уверенности, целеполагания.

Предыдущий анализ позволяет нам представить схему станов­ления физической культуры личности ребенка в виде трех этапов:

1 этап — «Базовый»;

2 этап — «Развивающий, формирующий»;

3 этап — «Этап реализации».

«Базовый» этап включает в себя младший школьный возраст или начальную школу. На этом этапе в задачи учителя физкульту­ры входит формирование у учащихся школы движений, прежде всего, спортивных игр, а также прикладных физических упражнений.

«Развивающий» этап включает в себя учащихся V- VIII классов. На этом этапе учитель развивает сформированные в начальных классах двигательные навыки, формирует желание учащихся проя­вить себя в спортивной деятельности, уделяет большое внимание решению воспитательных задач как в рамках учебной деятельности, так и спортивно-массовых мероприятиях.

«Этап реализации» (9-11 классы), на этом этапе учитель спо­собствует совершенствованию, коррекции двигательных действий учащихся, удовлетворению потребности в движениях, воспитывает волевые качества, высоконравственные и духовные ценности, дает школьникам знания осознанного подхода к использованию средств физической культуры в своем физическом совершенствовании.

Реализация этих этапов потребует совершенствования содержа­ния методов и средств всей системы физического воспитания обучающих­ся в школе и будет способствовать формированию потребностей и мо­тивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, вос­питанию моральных и волевых качеств, гуманистических отношений.

Ресурсы:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности, — М.: Мысль, 2012. — С.144-145.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Соб.соч. в 6 т. Т.2. — М., 1982. — С. 151-153.
  3. Гужаловский А.А. Этапность развития физических двигательных качеств и проблема оптимизация физической подготовки детей школьного возраста.: Автореф. дисс. доктора пед.наук. — М., 1979. — С.4-П.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагоги­ка, 1986. — С.5-8, 25-26.
  5. Зобков В.А. Психология младших школьников с различными типа­ми отношения к физической культуре //Теория и практика физи­ческой культуры.-2006. — № 1 .-С.16-17.
  6. Лях В.И. Координационные способности школьников. — Минск, 2011. – 46 с.
  7. Пономарев И.И. Социальные функции физической культуры и спор­та. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 177 с.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*