Внеурочный модуль «Волны численности и природное равновесие»

fractalИспользуйте внеурочный модуль для составления собственных программ по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

 «Волны численности и природное равновесие» Внеурочный модуль для 4 класса

Первым шагом мы вместе с детьми уточняем общее понимание следующих формулировок:

В каждой природной зоне есть свои локальные биоценозы. В каждом биоценозе есть свои трофические цепи, благодаря которым происходит круговорот веществ в природе. Чтобы не возникало недоразумений, сразу же отмечу, что термины «биоценоз», «биогеоценоз» часто употребляются в том же смысле, который придаётся и термину «экосистема».

В этом же словаре отмечается, что понятие «экосистемы» (биоценоза) приложимо к объектам разной сложности и размеров. Можно выделить экосистему пруда или озера в целом и в то же время различать экосистему прибрежных зарослей водных растений или донной области. Массив леса — это экосистема, в пределах которой находятся экосистемы почв разного типа, экосистема гниющего пня и т. д.

Другими словами, в зависимости от того, каков масштаб исследования, такова и экосистема. Если вдуматься в этот факт, то он оказывается поразительным по своей сложности. Трудно даже представить себе наглядный образ этой ситуации. Вкладываемые одна в другую матрёшки — лишь очень отдаленная иллюстрация этой ситуации. Гниющий пень — это и отдельная экосистема и элемент экосистемы большего порядка, которая, в свою очередь — элемент экосистемы ещё большего размера. Уловить этот образ можно лишь поэтически.

«Нырнув под воду, я задержался у подводной скалы, покрытой водорослями. На первый взгляд, под водорослями не было живых организмов. Но это оказалось иллюзией. При более внимательном осмотре на этой, по внешнему виду голой, скале обнаружилось большое разноо-бразие форм, мешанина из мягких, колючих, твердых, кожистых лоскутков. Я пригляделся как следует — и моим глазам открылось множество подробностей: проблески движения, крохотные щупальца, симметрично расположенные поры… Миры внутри миров…» (Д. Куллини. «Леса моря»).

Впрочем, есть и математическая иллюстрация этой системы. Это фракталы. Здесь каждый элемент системы представляет собой уменьшенную копию системы большего порядка. И так до бесконечности!

…Работу по заполнению таблицы лучше организовать в группах. Для работы обязательно потребуются учебники «Окружающий мир». Сравнение разных природных зон с точки зрения существующих там трофических цепей чревато множеством если не парадоксальных, то необычных моментов. Кто (что) является продуцентами в Арктике и в пустыне? Как их деятельность в этих непростых климатических условиях обеспечивает существование консументов? Что можно сказать о численности консументов в Арктике и в африканских саваннах? «Как быть» с редуцентами в тундре, где вечная мерзлота? Что об этом пишут в учебниках? Почему почва в тропических лесах не может быть названа плодородной? Как это объясняется в учебниках с точки зрения особенностей климата и деятельности «местных» редуцентов?

— Какие удивления, недоумения, вопросы возникли у вас в ходе работы?

Самостоятельные обсуждения текстов, познавательные вопросы по поводу нейтрально представленной информации в привязке к теме обсуждения — все это педагогическая диагностика, указывающая на степень сложившегося качества «умение учиться» у четвероклассников.

— Какие выводы можно сделать по материалам этой таблицы?

Обсудите это в группах и в классе. С какими выводами других групп вы согласны? С чем не согласны?

Ситуация «Волны численности и природное равновесие» возвращает нас к теме экологического баланса Первый такт работы — это чтение графиков, на которых изображены волны численности животных организмов.

Второй такт работы — обсуждение «природного равновесия и последствий его нарушения». Этот сюжет имеет под собой реальную фактологию. Масштабная борьба с хищниками — «любимое занятие рачительных хозяев» в 50–70 годы XX века.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (5 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*