Внеурочный модуль “Скелеты. Каркас конструкций”

skeletonИспользуйте внеурочный модуль для составления собственных программ по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

“Скелеты. Каркас конструкций” Внеурочный модуль  для 4 класса

Тема «Скелеты» состоит из восьми учебных ситуаций.

Дело не в том, что сама тематика скелетов (опорно-двигательного аппарата) является основополагающей в биологии, хотя сравнительная анатомия и является важной дисциплиной при обсуждении вопросов эволюции. Дело в другом. Эта тема, на первом шаге, позволяет с большей легкостью, чем другие, выстроить связь между исследованиями и прикладными видами деятельности — медицинскими и инженерными. Отталкиваясь от данной тематики, мы можем сделать ознакомительные шаги в разные научные предметные области — морфологию, физиологию, эволюцию, палеонтологию и т. д. Для четвероклассников встреча с этими предметными областями, знакомство с деятельностью исследователей и инженеров является важной основой для осмысленного изучения естественно-научных дисциплин в подростковой школе.

В этой ситуации мы обсуждаем устройство инженерных конструкций. Часть этих конструкций знакома школьникам, часть будет новой. Во всей этой истории важно того, что за внешним видом той или иной конструкции «скрыт» тот или иной каркас; инженерное изобретение, обеспечивающее прочность, устойчивость, долговечность и форму изделия (сооружения).

Конечно, проводить прямые аналогии между инженерной конструкций и теоретическими понятиями из «структурной лингвистики», «структурной антропологии», «кристаллографии» и т. д. — не следует. Но понимать, что практически все современные науки работают с такой категорией как «структура» — нужно. Более того, никакой биологический или химический процесс не может осуществиться, если нет соответствующей для этого структуры. Структура ДНК, структура наноматериалов — всё это существенные представления современной науки.

«Структура — прочная относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого. ‹…› В наши дни широко применяется так называемый структурный метод. И это понятно. Представить себе исследуемый элемент как целостную структуру, элементы и части которой связаны познанной нами системой закономерных отношений и зависимостей — это значит сделать огромный шаг в понимании природы и сущности объекта» (Н. И. Кондаков. “Логический словарь-справочник”).

Поэтому мы с четвероклассниками обсуждаем не сколько скелеты и каркасы как таковые; мы начинаем выстраивать смысловое облако в отношении категории «структура».

…В представленных на данной рабочей странице инженерных сооружениях все пока значительно проще. Здесь нет даже подвижных элементов каркаса.

— Слово «каркас» вы слышали. Что оно, с вашей точки зрения, означает? Для чего нужен каркас?

— Рассмотрите рисунки, на которых изображены корпус парусника, крыло самолета, каркас храма, индейский типи (то, что мы неправильно называем вигвамом).Выделите в этих объектах опорные элементы и элементы-связки.

Обсуждение этих вопросов лучше организовать в группах. Это нужно для того, чтобы получить множество смысловых нюансов в понимании предложенного к обсуждению слова. В целом же роль и значимость групповой работы мы неоднократно обсуждали в разных темах за первый, второй и третий классы.

— Назовите другие предметы, которые обладают каркасом. Если мы посмотрим на предметы, окружающие нас, то обнаружим, что многие из них и есть собственно каркас, состоящий из опорных элементов и элементов-связок. В сущности это — «не великое открытие», но оно преодолевает утилитарность восприятия внешнего мира; оказывается, что каждая вещь спроектирована, продумана. И какую-то часть инженерной мысли, воплощенной в идее каркаса той или иной вещи, мы теперь просто (и отчетливо) видим.

  • Назовите предметы, которые не имеют каркаса. За счёт чего они сохраняют свою прочность?
  • Как самому построить шалаш в лесу?
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, среднее: 4,50 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*