«Цепочка зависимостей» Внеурочный модуль для 4 класса
В данных учебных ситуациях обратная связь просматривается не слишком отчетливо, но нам здесь важно обсудить, что происходит с системой, если из неё изымается какой-то элемент.
… На уровне житейского восприятия ситуации человек техногенной цивилизации традиционно все оценивает с позиции «выгодно — не выгодно», «полезно — не полезно» ли это для него самого. Собственно такой подход с особой отчетливостью продемонстрировал свои ограничения на ситуациях «экологического характера». В 20 веке потребовалось несколько десятилетий масштабного интенсивного хозяйствования и существенные материальные потери, чтобы стало понятно, что «антропоцентрический» подход к природным системам не просто не эффективен, он опасен и чреват большими рисками для самого человека. Что это означает для нас, в рамках конкретных учебных ситуаций? С одной стороны, мы вместе с четвероклассниками обсуждаем собственно ситуации, отвечаем на предметные вопросы и т. д. С другой — пробуем выделить те неявные основания, которыми руководствовался человек, при принятии того или иного решения. С третьей — пробуем обсуждать, а как нужно было бы подействовать, если уже знать все последствия неверных действий.
…Каждая из предложенных ситуаций может быть изображена графически. В целом, ситуации «экологического характера» — это и прекрасный повод, чтобы «как бы, между прочим» познакомить школьников с идеей графического изображения различных закономерностей.
В первой ситуации на графике представлена только динамика численности мышей. С опорой на это графическое изображению и сюжет истории, школьникам нужно будет в группах ответить на ряд вопросов и
графически их представить.
— Нарисуйте на графике кривую изменения численности шмелей.
— Когда сова перестала ловить мышей? Когда сова вновь начала ловить мышей? Отметьте эти моменты вертикальными линиями на графике.
Ответы школьников на эти вопросы — диагностика того, насколько четвероклассники уловили суть обсуждаемых процессов, и могут ли они выстраивать параллели между одной и той же информацией, но представленной двойственно: текстово и графически.
…Результаты ЕГЭ в старшей школе по физике показывают, что старшеклассники далеко не всегда могут грамотно читать графики и извлекать из них нужную информацию. Оценка этих дефицитов со стороны экспертов звучит примерно следующим образом: «В контрольноизмерительных материалах ЕГЭ по физике ежегодно увеличивается доля заданий, в которых используются различные способы представления информации: график, таблица, диаграммы, схематичные рисунки и т. д. Так выстроенные задания существенно снижают процент их решаемости».
Разные варианты решений, предложенные разными группами четвероклассников, позволят им самим понять, кто как понял задание, кто, что не учел и т. д. Совместное, на класс, обсуждение, почему тот или иной вариант правильный или неправильный, превращает «диагностическое» задание в образовательное. В рамках уже так организованной работы школьники сами узнают о своих ошибках, сами их исправляют, сами понимают, что они не понимали ещё 10 минут назад.
На фоне проделанной работы мы может теперь предложить ребятам попробовать себя в роли биологов, прогнозирующих последствия того или иного действия человека в отношении сложившейся биологической системы.