Внеурочный модуль «Трофические цепи и круговорот веществ»

girl-at-microscopeИспользуйте внеурочный модуль для составления собственных программ по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

«Трофические цепи и круговорот веществ» Внеурочный модуль для 4 класса

Рабочие страницы в рамках темы «Биоценозы» посвящены обсуждению трофических цепей. В ходе работы выясняется, что за ними «стоят» потоки энергии и круговорот веществ. В ходе работы четвероклассники уже опираются на известные им из учебников «Окружающий мир» представления о трофических цепях и т. д.

Другое дело, что трофические цепи в природе не особенно заметны. Более того, знания о трофических цепях становится актуальным именно в тот момент, когда они нарушаются. Последнее мы и обсуждали на предыдущих страницах.

Теперь же мы предлагаем детям прочитать текст «художественно-поэтического» характера, и, в каком-то смысле, преодолевая его эстетическую нагруженность, понять, как выстроены трофические цепи в пресноводном водоёме.

Это не единственный случай, но характерный, когда у детей могут сложиться взаимодополнительные описания одной и той же ситуации — натуралистические (эстетически окрашенные наблюдения) и формально-логические. Быть может, но это ещё нужно уточнять, именно на пересечении этих двух языков и возникает собственно теоретическое мышление. О значимости же именно натуралистического восприятия природы мы говорили в начале методических рекомендаций, в разделе «Контексты естественно-научного образования».

В предметном плане ситуация «Жизнь пресных вод» обсуждается в разных ракурсах. В самом тексте выбираются названия живых существ, не известные четвероклассникам и в справочной литературе выясняется кто это, какой у них внешний вид и образ жизни. Среди животных, изображенных на этой же странице, есть те, кто «подписан», и те, кто — нет. По поводу этих живых существ работа выстраивается подобным образом.

Описания в «рабочих материалах» в основном сделаны так, что школьникам можно предложить выполнить следующую работу. По описанию нужно понять, о ком идёт речь, и указать это животное на рисунке.

— Кто из вас бывал в похожих местах? Что вы там видели? Расскажите об этом в классе.

— В рабочих тетрадях (или на отдельном листе ватмана) сделайте иллюстрацию к тексту.

В ситуации «Трофические цепи и круговорот веществ» мы предлагаем школьникам научные названия трёх базовых групп живых организмов, выполняющих разные функции внутри биосистемы. Обсуждение рисунка трофических цепей направлено на выделение направлений потоков энергии и вещества в биосистеме.

— Для чего, на ваш взгляд, людям нужны знания:

  • о трофических цепях;
  • о группах живых существ — продуцентах, консументах, редуцентах;
  • о трофических пирамидах?

Эти вопросы позволяют вернуться к ситуациям прошлых встреч и сделать обобщающие выводы.

…Основная работа в рамках этой ситуации зафиксирована в следующем задании.

— Используя рисунок, который вы сделали по мотивам описания Н. Ф. Золотницкого, в своих рабочих тетрадях сделайте схему трофических цепей пресноводного водоёма.

— Если воспользоваться бинокуляром и микроскопом, кого ещё можно обнаружить в пресноводном водоёме? Для ответа на этот вопрос изучите при помощи увеличительных приборов каплю воды с донным осадком аквариума и поверхность водорослей.

— Какое место эти малозаметные существа могут занимать в круговороте веществ пресноводного водоёма?

Собственно здесь мы предлагаем школьникам провести самостоятельное исследование фауны микроскопических обитателей аквариума (пресноводного водоёма) и сделать, на основе всей предыдущей работы, выводы об устройстве экосистемы.

Организационная сторона этого урока несколько выходит за рамки имеющихся технических возможностей: для работы нам потребуется 3–4 микроскопа, или, что лучше, два микроскопа и два бинокуляра. О возможностях микроскопов и бинокуляров речь шла в методических рекомендациях для 1–2 классов при обсуждении темы «Микромир или невидимый мир» (2 класс).

С другой стороны, «игра стоит свеч», так как работа с увеличительными приборами, направленная на обнаружение мира микроскопических животных, контекстно обеспечена. Задавая такие форматы, мы инициируем возможность и самостоятельной работы младших подростков, когда за их познавательными действиями стоит не просто любопытство, а осмысленная интерпретация полученных данных.

Вполне возможно, что кто-то из ваших четвероклассников заинтересуется этим сюжетом и проведет собственное исследование, например, на тему «Мир микроорганизмов», или «Видовой состав микроорганизмов аквариума», или «Биология инфузории-туфельки» и т. д. Конечно, перечисленная тематика не является исследованием трофических цепей в «микробиоценозе». Но эти представления становятся необходимым фоном, на котором изучение биологии отдельных микроскопических организмов или изучение видового состава микроорганизмов аквариума становится осмысленным.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (6 голосов, среднее: 4,33 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*