Диагностика по ФГОС для 5 классов. Математика

High1Московским центром качества образования, в соответствии с распоряжением Департамента образования от 17 августа 2012 года №225 р, в сентябре 2012 года для общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на ФГОС ООО по мере готовности, была организована стартовая диагностика образовательных достижений выпускников начальной школы. Диагностика по ФГОС проводилась с целью фиксации уровня подготовки по математике, русскому языку и для оценки сформированности познавательных метапредметных умений, владение которыми является необходимым условием для продолжения обучения в основной школе.

Участие в диагностике по ФГОС приняли 270 образовательных учреждений в количестве 17201 учащихся. В соответствии с заявками школ учащиеся одного класса могли тестироваться несколько раз.

Представленные аналитические материалы по результатам всей выборки участников диагностики призваны помочь школам проанализировать свои результаты и скорректировать образовательный процесс с целью повышения качества образования.

Диагностика по ФГОС Математика, 5 класс

Характеристика проверочных материалов

  • нумерация;
  • величины; соотношения между единицами величин;
  • четыре арифметических действия и порядок их выполнения;
  • сложение и вычитание чисел;
  • умножение и деление многозначных чисел;
  • простые текстовые задачи;
  • составные текстовые задачи.

В целом тест должен был проверить сформированность у  выпускников начальной школы    следующих умений:

  • знать и понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
  • пользоваться изученной математической терминологией;
  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  • вычислять значение числового выражения, содержащего два-три действия;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом;
  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Каждый вариант проверочной работы состоял из 14 заданий:  10 заданий с выбором единственно верного ответа из четырех предложенных вариантов и 4 задания  с кратким ответом, ответы на которые записывались в виде числа.  Большая часть заданий,  представленных в работе, относилась к базовому уровню усвоения материала, но в тест были включены также и задания повышенного уровня. Каждое задание оценивается в 1 балл, таким образом, максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 14 баллов.

 Основные результаты выполнения диагностической работы

Диагностическую  работу  по математике в сентябре 2012 года выполняли  6217 учащихся 5-х классов (235 классов) из 191 общеобразовательного учреждения.

Большинство учащихся выполнили от 10 до 13 заданий. 9%  пятиклассников выполнили все 14 заданий.  Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 7 заданий), составляет 13%  (817 учеников, причем больше половины из них выполнили правильно 5-6 заданий).

В 2012 году  уменьшилась  на 8%  (с 30% до 22%) доля учащихся, продемонстрировавших отличный  уровень знаний  по математике.

По критериям, принятым в практике педагогических измерений,  элемент содержания (умение) считается усвоенным (сформированным) для данной группы обучающихся, если процент выполнения заданий, проверяющих их,   составляет не менее 65%  для заданий с выбором ответа и  не менее 50% для заданий с кратким  ответом.

Из данных таблицы видно, что в соответствии с этими критериями практически все проверяемые элементы содержания на базом и повышенном уровне  освоены большинством учащихся, за исключением темы «Решение составных задач на нахождение периметра квадрата».

Ниже представлен анализ выполнения заданий, выполнение которых  вызвало затруднение почти у половины тестировавшихся.

 

Примеры проблемных заданий

Пример 1 (Нахождение площади квадрата по длине его стороны)

Найдите площадь квадрата со стороной 9 см.

1) 36 см8% 2) 36 см227% 3) 81 см6% 4) 81 см2(правильный ответ – 59%)

 

Выбор ответа 36 см2 в данном задании (27% учащихся выбрали этот вариант ответа) говорит о том, что у учащихся, не справившихся с данным заданием, не сформированы понятия площади и периметра квадрата.

В среднем  с решением задач на нахождение площади квадрата по длине его стороны справилось 63% тестировавшихся, в основном те, кто успевает в школе по математике на «4» и «5».

 Пример 2  (Составная задача на нахождение периметра квадрата)

Два одинаковых квадрата приложены друг к другу сторонами так, что получился прямоугольник (см. рисунок). Периметр этого прямоугольника 30 см. Найдите периметр квадрата.

1) 5 см7% 2) 20 см(правильный ответ – 28%) 3) 15 см61% 4) 10 см4%

 

Умение решать подобные задачи продемонстрировали только учащиеся, выполнившие диагностическую работу на отлично  (66% выполнение).

Ошибки в выполнении данного задания могли возникнуть из-за того, что учащиеся не сопоставляют геометрические измерения с условием задачи, действуют «по инерции»: если прямоугольник составлен из двух одинаковых квадратов, то периметр каждого квадрата в два раза меньше периметра прямоугольника.

 

Пример 3 (Соотношения между единицами длины)

4 080 см – это

1) 408 м4% 2) 4 м 80 см27% 3) 400 м 80 см7% 4) 40 м 80 см(правильный ответ – 62%)

 

Больше трети учащихся, выбравших первые три ответа не  знают, что 1м = 100 см.

 Пример 4 (Измерение отрезков)

С помощью нарисованной линейки найдите длину отрезка АВ.

1) 4 см 5 мм29% 2) 5 см 5 мм4% 3) 9 см3% 4) 3 см 5 мм(правильный ответ – 63%)

По сравнению  с прошлым годом при выполнении заданий на измерение отрезков уменьшился в 7 раз (с 21% до 3%)  процент  учащихся допускающих ошибки из-за невнимания  к способу «прикладывания» нарисованной линейки к отрезку (3 ответ).

29%  пятиклассников  при вычислении действуют по шаблону,  вычитают из большего меньшее. Следовательно,  почти треть учащихся не умеет  применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Пример 5   (Использование терминов при делении)

Значение частного двух чисел равно 14, делитель равен 7. Определите делимое.

Правильный ответ: 98  (63%).

Около 40% пятиклассников не  умеют соотносить  словесную формулировку со знаковой записью выражения.

Эта же проблема прослеживается также в 7-м и 9-м классах. Это говорит о том, что на уроках математики учителя уделяют больше внимания знаковой записи и недостаточно работают со словесной формулировкой.

Пример 6  (Составная задача на нахождение и анализ остатка)

В ящике помещается 17 кг яблок. Какое наименьшее количество таких ящиков потребуется, чтобы разложить 197 кг яблок?

Правильный ответ: 12  ящиков (50%).

22% учащихся дали ответ 11 ящиков, 5% – не приступали к решению, ответы остальных получены умножением или делением исходных данных, при этом с разнообразными вычислительными ошибками.

Большое количество ошибок в данном задании связано с неумением применить математические знания к реальной ситуации.  Многие учащиеся не умеют рассуждать, решая задачи:  «как поступить,  если заполнено 11 ящиков, а яблоки еще остались?»

Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные оценки на тестировании

Категории участников тестирования Описание уровня подготовки  категорий участников тестирования
Оценка «5».баллы – 13-14

Процент учащихся этой категории

– 22%

Средний процент выполнения заданий – 96%.

    Ученики, получившие за тест отличную оценку,  продемонстрировали владение на достаточно высоком уровне (выполнение заданий от 93% до 100%) всеми контролируемыми элементами содержания.С решением составной задачи повышенного уровня  сложности   на нахождение периметра квадрата справилось 66% тестируемых с отличным уровнем подготовки.
Оценка «4»баллы –10 – 12

Учащихся этой категории –

39%

Средний процент выполнения заданий 79%

 

Тестируемые данной группы продемонстрировали владение всеми контролируемыми элементами содержания на уровне выполнения от 69% до 95%,  за исключением решения составных задач на:-                                                       нахождение периметра квадрата (21%);

–       вычисление площади комбинированной фигуры (56%);

–                                                       нахождение  и анализ остатка (55%).

Оценка «3»баллы – 7 – 9

Учащихся этой категории

–   25%

Средний процент выполнения заданий 58%

Учащиеся с удовлетворительным уровнем подготовки показали достаточный уровень (выполнение выше 65%) знаний  при выполнении базовых заданий, проверявших следующие элементы математической подготовки:-                                                       сравнение многозначных чисел;

–                                                       сравнение промежутков времени;

–                                                       сравнение единиц массы;

–       порядок выполнения действий в числовом выражении;

–                                                       сложение и вычитание многозначных чисел;

–       умножение и деление на двузначное и трехзначное число;

–       решение составных задач в противоположных направлениях.

Оценка «2».баллы – 0 – 6

Процент учащихся этой категории

– 13%

Средний процент выполнения заданий 33%

    Учащиеся, получившие за тест неудовлетворительную оценку,  показали крайне низкий уровень  владения даже вычислительными навыками.Освоенным для этих учащихся оказалось только сложение многозначных чисел (79%). Даже с вычитанием многозначных чисел справились только 59% учащихся этой категории.

 

Выводы и рекомендации

  1. 87% выпускников начальной школы (учащихся 5-х классов)  по результатам стартовой диагностики имеют необходимую подготовку по математике для  продолжения обучения на следующей ступени.
  2. Результаты диагностического тестирования свидетельствуют о недостаточном уровне освоения  знаний  и овладения умениями учащихся  по следующим темам:

соотношения между единицами длины;

  • измерение отрезков;
  • использование терминов при делении;
  • решение составных задач на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника, комбинированной фигуры;
  • решение составных задач на нахождение и анализ остатка.
  1. Необходимо совершенствовать  методику обучения решению задач. Анализ условия задачи – это, прежде всего,  работа с текстом, которая является  составной частью метапредметных умений.
  2. Для возможной минимизации ошибок, связанных с неумением соотнести словесную формулировку со знаковой, учителям рекомендуется больше уделять внимания не только формальной записи, но и проговариванию с использованием математической терминологии. Возможно, даже разработать задания, в которых необходимо переходить от одной формулировки к другой (от словесной – к знаковой и обратно). При этом у учащихся развивается и математическая речь, они учатся работать с различными формами подачи информации (а это метапредметные умения).
  3. Как в начальной школе, так и в 5-6 классах следует больше уделять внимания геометрическому материалу. Здесь могут помочь кружковые и факультативные занятия, система упражнений, направленная на формирование и развитие геометрических представлений.

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, среднее: 3,67 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*