Изменения в обучении иностранному языку в начальной школе при переходе на ФГОС: опыт, перспективы

work-379982С  2011 года наша школа перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт  2-го поколения. В связи с этим встал вопрос о профессиональной переподготовке кадрового состава. С 10.10.2011г. по 25.06.2012 г. в числе преподавателей, получивших направление на переподготовку, мне представилась возможность пройти обучение по программе: «Теория и методика обучения иностранному языку в начальной школе» в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Занятия (в объеме 504 аудиторных часов) проводились высококвалифицированными преподавателями, имеющими большой опыт преподавания языка, а так же четкое представление о современных тенденциях изучения языка. За основу в процессе обучения брались учебники издательства “Oxford university press”(“New English File”). Нашему вниманию были предоставлены курсы лекций, которые дали возможность ознакомиться с основами и инновациями в методике обучения грамматике, лексике, аудированию, чтению, письму, говорению. Четкая организация и планирование каждого занятия позволила получить высокий уровень языковой подготовки и навыков языкового общения, которые с успехом применяются мной в процессе преподавания английского языка. Обучение (любому) языку на раннем этапе способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал.

Я работаю с УМК «Spotlight», авторы: М. Поспелова, В. Эванс, Д. Дули, который, на мой взгляд, позволяет строить обучение как индивидуально, так и дифференцированно, здесь заложены наибольшие возможности интенсификации и совершенствования обучения.

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, разительно отличается от традиционной деятельности педагогического работника по многим показателям. Даже при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, помимо учебника и методических рекомендаций он пользуется ресурсами Интернета.  ФГОС НОО предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовывать эти требования нужно в рамках урочной и внеурочной деятельности. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса и наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы их достижения, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Если попытаться перечислить наиболее характерные черты современного урока иностранного языка, то это, на мой взгляд, следующие качества:

-комплексность;

-гармоничная организация речевого и языкового материала;

-строгая последовательность выполняемых упражнений;

-особая атмосфера общения;

-практическая направленность (коммуникативность);

-метапредметность.

Каждый свой урок стараюсь проводить увлекательно, используя творческие формы и приемы в каждом классе, в зависимости от индивидуальных способностей. Я всегда начинаю урок с этапа «warming up activity». Данный момент прекрасно «разогревает» учащихся и готовит к работе на уроке. Стараюсь, чтобы этап «warming up activity» перекликался с темой настоящего или предыдущего урока.

На этапе формулирования  темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД (например: выделять и сохранять цель, заданную в виде образца, ориентироваться на образец и правило выполнения действия). При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Например, я разработала задания, направленные на формирование фонетических, лексико — грамматических навыков (разноуровневый контрольно-измерительный и дидактический материал). Также на этом этапе нужно продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то сейчас это могут быть индивидуальная, парная, групповая формы. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся сотрудничать друг с другом, обучить взаимодействию, умению распределять роли, т. е. формировать у учащихся коммуникативные умения.  В своей работе за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку, который направлен на практику общения. Целью своей работы считаю не только дать ученику определенный объем знаний, но и научить учиться, повышать интерес к учению. Когда школьники приступают к занятиям английским языком, я не могу пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Новизна самого предмета и учебного процесса не оставляют детей равнодушными. Моя задача добиться того, чтобы интерес был постоянным и устойчивым. Где интерес – там и успех. В своей преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов – это создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Моя задача сделать так, чтобы дети поняли: учиться — это очень интересно. И я хочу донести до каждого ученика, что английский язык, это не скучные грамматические правила, а прежде всего — интересный, красивый язык, изучив который они смогут общаться в любой стране. Групповую работу хорошо использовать для создания творческих проектов. В начальной школе игра является одной из форм познания мира. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, стараюсь использовать на своих уроках как можно больше игровых моментов. То, что бывает скучно при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. При презентации и закреплении новой лексики очень хорошо «работают» такие игры как:”Echo”,”What’s number?”,” What’s missing?”,” What’s changed?”. Я использую разные виды  ролевых игр (инсценировка-монолог, сюжетно-ролевая игра). Место на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Учителю следует помнить, что любая игра в учебном процессе – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.  Игра должна быть принята всей группой, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее себя чувствует ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении.

При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД (например: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, развитие планирующей и регулирующей функций речи). Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово. Например: 5 –perfect, excellent, 4-very good, nice, 3- not bad. Учитель должен помнить, что оценка это, прежде всего, для ребенка средство мотивации. Целесообразно обучать детей взаимооцениванию письменных и устных работ,  объективно оценивать свои работы, ответы. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, изучения какой либо темы. Вот примерные варианты рефлексии:

Предложите учащимся после каждого урока закончить предложения:

Мне понравилось…

Я научился…

Я сделал ошибки…

Лучше всего на уроке у меня получилось…

«Лестница успеха»:

При решении каждой задачи урока, нарисуйте человечка на соответствующей ступеньке нарисованной лестницы.

“Come and colour”

“Helping hands”.

Работая учителем иностранного языка в начальной школе, я пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились когда-то и считаются общепринятыми. «Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно — вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственный правильный курс учителя». Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по- новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Современный учитель – это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознавший необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.

Автор

Иванова Нина Владимировна

МКОУ «Чапаевская средняя общеобразовательная школа» Колосовского муниципального района Омской области, учитель английского языка

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 5,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*