Роль муниципальной методической службы по организации введения и реализации ФГОС НОО

Image-studyВведение федерального государственного стандарта начального общего образования привело к изменениям организационной, методической деятельности как на уровне отдела образования, так и на уровне отдельно взятой школы.

Все участники образовательного процесса столкнулись с проблемой: с чего начать? Какие направления работы определить как приоритетные? Какие задачи необходимо решить в первую очередь? Как помочь школам перестроиться на новый виток в образовании?

В связи с этим нам необходимо было определить для себя ряд первоочередных задач по реализации ФГОС. Это:

  • – создание и комплектование нормативно-правовой базы по реализации ФГОС;
  • – анализ и изучение потребностей педагогов в повышении квалификации по ФГОС;
  • – изучение условий образовательных учреждений к принятию ФГОС;
  • – оказание методической поддержки образовательным учреждениям и педагогам в освоении принципов системно-деятельностного подхода, создание современного образовательного пространства для обучающихся.

В 2010/2011 учебном году пилотной площадкой по реализации ФГОС стала начальная школа с. Ленинское.

Численность обучающихся, участвовавших в апробации, составляла 69 чел. (первые классы). Из 69 детей 50 чел. посещали дошкольные учреждения, 18 чел. – неорганизованные. Численность учителей начальных классов составляла 11 чел., 3 учителя-предметника. Из них прошли курсовую подготовку по ФГОС НОО 8 человек: 5 учителей 1-4 классов, 1 учитель-предметник, 2 чел. – администрация школы.

Для сопровождения апробации в школе была создана и функционировала рабочая группа, которой разработана вся нормативная документация образовательного учреждения.

В течение года школой были проведены:

  • – обучающие семинары по подготовке образовательных учреждений к реализации
    ФГОС;
  • – консультации методистов отдела образования и преподавателей областного института повышения квалификации учителей;
  • – открытые уроки, внеурочные занятия;
  • – заседания методических объединений;
  • – дни открытых дверей;
  • – конференции.

Рассмотрены вопросы:

  • – «Структура основной образовательной программы начального общего образования»;
  • – «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования с целью эффективной реализации ФГОС общего образования»;
  • – «Формирование УУД младших школьников»;
  • – «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования по отдельным предметам»;
  • – «Приоритетные направления внеурочной деятельности».

Администрация школы и учителя представляли первый опыт работы по ФГОС рассматривались проблемы и перспективы в работе.

Итоги работы по федеральному стандарту в 2010/2011 учебном году были подведены на августовской конференции в ходе работы секций. На пленарном заседании с информацией выступили: Журавская Марина Владимировна, директор начальной школы с. Ленинское по теме «Роль основной общеобразовательной программы в повышении качества образования в условиях реализации ФГОС начального образования» и Орехова Светлана Владимировна, учитель начальной школы с. Ленинское с сообщением на тему «Педагог, ученик, родитель – гарант нового образовательного результата».

В течение 2010/2011 учебного года работа по внедрению ФГОС отделом образования осуществлялась по нескольким направлениям:

  • – аналитическая деятельность,
    – организационно-методическая деятельность.

С целью изучения готовности школ к реализации стандарта отделом образования были организованы выезды в образовательные учреждения. По результатам посещения школ методистами проанализированы условия перехода школ на ФГОС по направлениям:

– создание нормативного обеспечения ФГОС,

– создание кадрового обеспечения ФГОС,

– создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Нормативное обеспечение ФГОС

В образовательные учреждения были направлены:

– перечень нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС;

– методические рекомендации областного института повышения квалификации по разработке основной образовательной программы, рабочих программ и программ внеурочной деятельности;

– рекомендации по организации внеурочной деятельности, о системе оценки младших школьников.

Во всех образовательных учреждениях разработаны план-графики перехода на обучение по новому стандарту, созданы рабочие группы.

В отделе образования создан экспертный cовет. В состав экспертного совета вошли специалисты районного методического кабинета, учителя пилотной Ленинской школы. На заседаниях экспертного совета были проанализированы основные образовательные программы образовательных учреждений, рабочие программы и программы внеурочной деятельности.

Следует признать, что разработка основной образовательной программы в школах шла медленно и проблематично. Формальный подход в разработке программы наблюдался в ряде школ района. Вместе с тем, следует отметить положительный опыт образовательных учреждений в подготовке локальных документов, регламентирующих работу по ФГОС. Только грамотная, слаженная работа коллективов школ позволила обеспечить своевременную готовность к переходу на обучение по новому стандарту. Это школы сел Лазарево, Калинино, Биджан, Венцелево, Дежнево, Воскресеновка, средняя школа с. Ленинское, начальная школа с. Ленинское, начальная школа с. Бабстово.

Анализ кадрового сопровождения ФГОС.

Численность учителей начальных классов в Ленинском районе составляет 55
человек. В период с 2010 по 2013 год курсовую подготовку по введению ФГОС начального образования прошли 96,4% педагогов.

Численность учителей:

– с высшим профессиональным образованием – 24 чел.,
– со средним специальным образованием – 31 чел.

Количество учителей в возрасте:
– 60 и более лет – 4 чел. (7,3%) (ОШ Калинино, Башмак, Новотроицкое, Воскресеновка),
– от 40 до 60 лет – 37 чел. (67,3%),
– от 20 до 40 лет – 14 чел. (25,5%).

Количество учителей со стажем работы:
– более 40 лет – 3 чел. (5,5%),
– от 30 до 40 лет – 16 чел. (29,0%),
– от 20 до 30 лет – 19 чел. (34,6%),
– от 10 до 20 лет – 8 чел. (14,5%),
– от 5 до 10 лет – 2 чел. (3,6%),
– менее 5 лет – 7 чел. (12,7%).

Анализ кадрового состава учителей начальных классов показал, что преподавание в начальных классах осуществляют учителя со стажем работы от 20 лет и более. Имеет место старение кадров, преподавание учителями предпенсионного или пенсионного возраста.

В течение 2,5 лет работы по федеральному стандарту начальной школы прошли аттестацию 47 чел. (85,5%). Присвоена высшая категория – 1 чел. Присвоена 1 категория – 3 чел. Присвоена 2 категория – 6 чел. Подтвердили свою категорию – 16 чел. (29,1%). Прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности – 21 чел. (38,2%).

Анализ материально-технического обеспечения ФГОС.

Анализ материально-технического обеспечения ФГОС в школах района показал, что образовательными учреждениями в кабинетах начальных классов обновлена
школьная мебель, рабочие места учителей оборудованы компьютерной техникой; каждой школой приобретены интерактивные доски, закуплен наглядный, раздаточный материал в классы; зоны отдыха для первоклассников оснащены настольными, дидактическими, развивающими играми, игрушками.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли в режим работы по новому стандарту.

С чем мы приступили в этом учебном году? Какие проблемы вышли на первый
план? С одной стороны, школы подготовились к введению ФГОС, проработали этот вопрос со стороны нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения. Вместе с тем, по итогам выездных проверок, как муниципальных, так и областных, отделом образования были сделаны следующие выводы:

  • – Практически со 100% обученностью учителей начальных классов на курсах по
    вопросам преподавания предметов по ФГОС, большая часть учителей испытывали трудности с переходом на новую методику обучения, с применением системно-деятельностного подхода на уроках.
  • – Выявлен низкий процент привлечения дополнительных специалистов для ведения занятий внеурочной деятельности.
  • – Использование однообразных форм работы с детьми и видов деятельности.

На муниципальном уровне вопросы реализации ФГОС прослеживаются через такие формы работы с педагогами как методические объединения, научно-практические конференции; совещания, советы, конкурсы и др.

В соответствии с планом работы методического кабинета отделом образования
проводились декады открытых уроков и внеурочной деятельности в начальных классах. В рамках декады проходит взаимопосещение уроков педагогами, приглашаются родительская общественность, воспитатели ДОУ, учителя-предметники основного звена.

Также необходимо отметить, что в районе успешно функционирует школа молодого педагога. В 2013/2014 учебном году в район прибыло 4 молодых педагога начальных классов. За ними закреплены наставники, которые направляют их педагогическую деятельность.

Ежегодно отдел образования формирует заявку с целью оказания методической и
консультативной помощи. Так, за период реализации ФГОС отделом образования с оказанием консультативной помощи посещены 9 образовательных учреждений в селах Степное, Венцелево, Кукелево, Воскресеновка, Новотроицкое, Преображеновка, Новое, Кирово, Квашнино.

Обучение педагогов проходит и в рамках работы районного методического объединения учителей начальных классов. Надо сказать, что с момента введения
ФГОС в школах работа методического объединения учителей начальных классов
полностью была ориентирована на обсуждение вопросов по ФГОС. В рамках работы методического объединения 18 учителей обобщили свой опыт работы по новому стандарту. Вот некоторые из них:

– «Стандарты второго поколения: что должен знать, уметь и понимать педагог»
(Орехова С.В., НОШ Ленинское);
– «Формирование УУД на уроках в 1 классе» (Чижик М.С., ОШ Калинино);
– «Система оценки планируемых результатов основной образовательной про-
граммы начального общего образования» (Лазаренко Е.Е., Соломина О.В., НОШ Бабстово);
– «Организация коррекционной работы в 1 классе» (Макарова Е.А., ОШ Преображеновка);

– «Духовно-нравственное воспитание в 1 классе» (Эрдман Г.И., СОШ Лазарево);

– «Проект как одна из форм внеурочной деятельности в 1 классе» (Михайлова
И.В., НОШ Ленинское);

– «Профориентация младших школьников» (Сулацкова И.В., НОШ Бабстово);

– «Работа с информацией на уроке» (Эрдман Г.И., СОШ Лазарево).

За период работы по ФГОС в рамках работы районного методического объединения учителями школ было дано 19 открытых уроков. Следует отметить, что наибольшее количество уроков было дано учителями Ленинской начальной школы, Бабстовской начальной школы, Ленинской средней школы; также были проведены открытые занятия по внеурочной деятельности.

Свой опыт работы педагоги обобщают и на ежегодной конференции педагогического мастерства, которая в 2012 году проходила совместно с воспитателями детских дошкольных учреждений Ленинского района. Педагоги обсуждали преемственность федеральных государственных требований и стандарта начальной школы.

В 2013 году в рамках конференции педагогического мастерства работала секция «Учим по новому!», которая проходила совместно с педагогами основной школы, темой секции являлась преемственность стандартов.

Опыт работы по ФГОС отдельных педагогов был представлен на ежегодной августовской конференции в 2012 году в работе методической выставки «Повышение профессионализма педагогов через работу РМО». На выставке были представлены основные образовательные программы Бабстовской начальной школы, Калининской начальной школы; рабочие программы и программы внеурочной деятельности Ленинской начальной школы. Работа с родителями в рамках реализации ФГОС была представлена Венцелевской основной школой. Разработки уроков по математике и русскому языку представлены учителями Биджанской средней школы.

В период подготовки и реализации ФГОС проблемные вопросы, с которыми столкнулись педагоги в своей работе, рассматривались на совещаниях руководителей образовательных учреждений, совете отдела образования, управляющих советах с приглашением родительской общественности, ветеранов педагогического труда.

Естественно, приобретенный и накопленный опыт работы педагогов по ФГОС мы увидели в работе с детьми во внеурочное время. Отделом образования ежегодно организуются конкурсы, олимпиады, викторины, конференции, на которых дети в полной мере могут проявить свои таланты, способности. Так, в 2013 году ежегодная научно-практическая конференция «Юный исследователь» была проведена не только для детей 3-4-х классов, но и для учеников вторых классов. Ребята показали умение владеть материалом, доказали практическую значимость своих проектов. По итогам конференции можно с уверенностью сказать – педагоги научили детей заниматься проектной деятельностью.

Традиционным стал конкурс «Самый умный» для обучающихся начальных классов. Здесь школьники проявляют себя не только как эрудированные, разносторонние личности, но и в полной мере демонстрируют свои творческие способности. Каждый год на этом конкурсе разыгрывается отчаянная борьба за право быть обладателем титула самого умного школьника.

Проявили свои творческие способности школьники и на фестивале народов земли Амурской, организованный отделом образования в 2013 году. Младшие школьники наравне со старшеклассниками представляли народы, проживающие в Приамурье.

Но, как мы знаем, любой труд должен поощряться, в особенности, если он полезен и результативен. Отдел образования не оставляет без внимания работу наиболее активных учителей начальных классов, соответствующих требованиям современного общества.

Ежегодно, подводя итоги работы за прошедший учебный год, на августовских
районных конференциях отделом образования поощряются грамотами и денежными премиями наиболее творческие учителя начальных классов. Также уже традиционным стало чествование и награждение лучших работников премией администрации Ленинского муниципального района. Опыт работы педагогов района регулярно освещается через средства массовой информации.

Вместе с тем, отдел образования и образовательные учреждения продолжают работу над решением таких вопросов, как реализация всех 9-ти часов внеурочной деятельности в школах с большой накопляемостью учеников, выбор программ внеурочной деятельности и отслеживание эффективности работы этих программ.
Отделу образования и образовательным учреждениям еще предстоит большая работа по реализации ФГОС начального общего образования, а также подготовка к введению стандарта основной школы.

Н.А. Богомолова,
методист отдела образования с. Ленинское

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, среднее: 4,00 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*