Методические аспекты развития профессионализма педагогов

teach5В  настоящее  время  перед системой  профессионального  образования  Омской области  стоят важные задачи, обусловленные  государственной  политикой модернизации  образования. Определяющий вектор поэтапного решения данных задач на текущий учебный год определен содержанием  работы областного августовского совещания работников системы образования Омской области  на тему «Управление качеством образования: приоритетные задачи, механизмы и технологические решения».

Одним из значимых результатов  данного педагогического форума стала выработка ориентиров работы  образовательных   организаций  в сфере управления качеством образования, одним из которых является  управление профессиональным развитием педагога.

В связи с этим приоритетом деятельности учебно-методической службы Омского механико-технологического  техникума  является обеспечение условий непрерывного повышения квалификации педагогов, стимулирование научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, формирование единого пространства непрерывного профессионального образования, т.е. такая организация работы, которая бы позволила преподавателю быть и оставаться профессионалом в новых условиях.

Недостаточно стать профессионалом один раз, чтобы им оставаться, необходимо постоянное профессиональное развитие личности. Абсурдно считать, что педагог может научить студента  строить траекторию своего развития, если сам этого делать не умеет. Разработанная учебно-методической службой техникума и внедренная в  практику  Индивидуальная программа профессионального развития педагога (ИППР) основана на  проектировании процесса самореализации в различных сферах педагогической деятельности: учебной, воспитательной, методической, научно-исследовательской.

В основу структуры  ИППР положен управленческо-технологический подход, который обеспечивает упорядоченное функционирование системы непрерывного образования педагогического коллектива техникума. Для того чтобы у преподавателя появилась зрелая мотивация на самообразование, необходимо сформировать у него, с одной стороны, адекватные, реальные, а с другой — нормативные представления о своей  профессиональной деятельности. Цель и задачи индивидуального  профессионального развития педагога  соотносятся с требованиями ФГОС к результатам образования,     Программой развития  техникума; единой методической темой, планом работы цикловой методической комиссии.

Структурно ИППР представляет собой программу конкретных действий по направлениям профессиональной деятельности: педагогическое,  методическое, информационное, воспитательное, личностное и др., где отражается пошагово  деятельность преподавателя, мастера производственного обучения по реализации задач своего индивидуального профессионального развития,  с указанием необходимых средств,  предполагаемого результата. Работа по реализации методической темы является  обязательной частью  системы непрерывного образования педагогов нашего техникума.

Методическая тема —  это внешнее оформление той проблемы, которую решает педагог. Основными требованиями к выбору  педагогом методической темы являются: актуальность, новизна, результативность. Выбор методической темы педагогом — это всегда анализ: что является проблемой?, насколько она актуальна в рамках реализации единой методической темы,  и, в частности, для педагога лично?, какие возможности открывает для педагога и студентов решение этой проблемы в практической  деятельности?, какие  ресурсы необходимы для решения проблемы?, каков ожидаемый результат?

Мы считаем,  если  деятельность начинается с проблемы, то саморазвитие имеет отправной точкой противоречие между тем, что представляет собой педагог в данный момент, и тем, чем он хотел бы стать.

Актуальными на сегодняшний день мы считаем следующие направления методической работы педагога: система работы по формированию универсальных учебных действий студентов как базы саморазвития и самосовершенствования студентов; применение интерактивных методов и приемов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности студентов; творческое применение разнообразных организационных форм (видов учебных занятий) в образовательном процессе; методика использования современных информационных технологий, применения интерактивного оборудования и программного обеспечения образовательного процесса; проектирование и реализация технологий обучения, направленных  на    создание  ситуаций активного включения студентов в разные виды деятельности (деловая игра, дискуссии, решение производственных ситуаций, кейсовых заданий,   выполнение и защита  учебных и социально-значимых проектов); управление познавательной деятельностью студентов, развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы; разработка оценочных средств, реализация оценочной деятельности; технология мониторинга  формирования общих и профессиональных компетенций студентов; оценка образовательных результатов студентов в контексте компетентностного подхода к реализации ФГОС СПО; разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронного образовательного ресурса; применение технологий организации воспитания и самовоспитания студентов в современных условиях.

Результаты самообразовательной деятельности педагога  рекомендуется непре­менно презентовать вне зависимости от того, какими они по­лучились — положительными или отрицательными. Положительные резуль­таты сделают педагога образцом в определенной сфере педагогической деятель­ности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять чужих ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах:

выступления на различных форумах (педагогические чтения, заседания круглого стола, научно-практические педагогические конференции); публикации в сборниках и профессиональных журналах; сообщения об опыте сво­ей работы посредством участия в профессиональных сетевых сообществах; участие в  профессиональных конкурсах; выступления на заседаниях педагогического совета,  ЦМК, областного  методического объединения преподавателей  циклов дисциплин; проведение открытых мероприятий; выпуск методической продукции (методические разработки, дидактические материалы и др.)

Участие в методических мероприятиях – качественно новый уровень демонстрации педагогического мастерства, имиджевая составляющая которых определяется широтой критериев оценивания профессиональных  компетенций: информационной, проектировочной, рефлексивной. Известно, что развитие педагогического мастерства педагога происходит главным образом непосредственно на рабочем месте, в условиях естественной профессиональной среды. Коммуникативно-информационные условия, созданные в Омском механико-технологическом техникуме, обеспечивают процесс расширения профессиональных возможностей педагогов: а именно, оптимальное обеспечение широкого доступа к необходимым для профессионального роста информационным ресурсам, возможность  продуктивного профессионального общения и распространения собственного педагогического  опыта. К ним следует отнести ежегодные педагогические научно-практические конференции различного уровня и направленности тематики, как организуемые в учебном заведении, так и внешние; возможность публикаций; представления индивидуального педагогического опыт в формате мастер-классов или образцово-показательных занятий, участия в конкурсах профессионального мастерства, проблемные семинары.

Презентационной формой результатов индивидуальной методической деятельности и работы творческих групп педагогов являются выставки методического обеспечения реализации образовательных программ по специальностям и профессиям, регулярно организуемые в техникуме. Доказательством  высокого педагогического мастерства  является массовость участия педагогов техникума в научно-практических конференциях различного уровня по проблемам профессионального образования.

Как любая инновационная деятельность разработка и реализация ИППР педагогами нуждается в управлении и организованном методическом сопровождении.  Если несколько лет назад актуальными вопросами являлись мотивация педагогов на самообразование и определение ресурсного круга для успешной аттестации на квалификационную категорию, то сегодня мы вышли в другую плоскость проблемы: свою задачу  мы определяем следующим образом – перевести педагогов в зону повышенной мотивации. Дать почувствовать каждому личную сопричастность к общему делу. А если человек осознает свою значимость, то начинаются и самоопределение, и самовыражение, и самореализация, то есть, изменяется стереотип его мышления, поведения, происходит саморазвитие. Проектирование профессионального саморазвития – это творческая работа преподавателя, но насколько она станет именно такой на практике, во многом зависит от методической службы образовательной организации. Здесь необходимо дифференцировать методическое сопровождение для тех, кому нужна систематическая или эпизодическая помощь.

В педагогическом труде есть немало однообразных, монотонных дел: написание планов, проверка тетрадей, заполнение журналов и т.п. Нужно стремиться, чтобы процедура разработки ИППР не приобрела формальный характер. Мы предлагаем каждому педагогу самому решить, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать. Профессиональное развитие современного педагога должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления. Как правило, ИППР разрабатываются самими преподавателями.

Самостоятельно спроектировать качественный индивидуальный план в состоянии только зрелый педагог, осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству. На заседаниях ЦМК были даны разъяснения  по  проектированию ИППР. В помощь педагогам по выявлению проблемного поля, конкретизации и формулирования  профессиональных затруднений был использован опросник, предложенный  Институтом Развития Образования Омской области     в форме  заявления на курсовую подготовку. Дополнительно, с ориентацией на уровень профессионального мастерства педагогов,с определенной частью коллектива проводились групповые консультации. Как в любом коллективе, у нас есть педагоги как с завышенной самооценкой, не умеющие правильно оценивать уровень своей работоспособности и профессионализма, так и с заниженной самооценкой, порождающей неуверенность в себе.

Что бы избежать возникновения стрессовых ситуаций, с такой категорией педагогов  было организовано  индивидуальное консультирование.   Это универсальная форма реализации методического сопровождения педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач. На основе анализа занятий конкретного педагога, поурочных планов, качества учебно-методического обеспечения, разработанного педагогом, выявлялись профессиональные проблемы, требующие решения,   составлялся алгоритм работы по их решению.  Индивидуальный дифференцированный  подход, основанный на знании и учете личностных особенностей каждого педагога, реального уровня его профессионального развития, очень энергозатратный  для методиста, всегда имеет успех  для педагога, помогает ему увидеть ошибки и  недостатки в своей деятельности, осознать их, выявить и более эффективно применять свои положительные качества, формирует уверенность в себе.

Система работы  педагогов по  реализации ИППР постоянно рассматривается  на заседаниях ЦМК, уровень методической  активности педагогов отслеживается и направляется   методистами, находится на контроле администрации техникума. Практическая значимость Индивидуальной программы  профессионального развития педагога нам видится в систематизации деятельности педагога,  наглядности динамики показателей профессионального роста, стимулирующих факторах  формирования опыта  профессионального самоанализа.Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития служит Методический паспорт педагога, который педагог формирует в течение всего межаттестационного периода.  Методический паспорт обеспечивает  накопление систематизированной  информации о педагоге, необходимой для его аттестации, для представления к наградам, поощрениям; для проведения мониторинговых  мероприятий в рамках внутритехникумовского контроля, аккредитационных мероприятий, самообследования.  Не скрою, что еще 2 года назад подход большинства педагогов к такой форме обобщения и анализа собственной деятельности был формальным, вызывали негатив временные затраты, работа по формированию методического паспорта педагогами воспринималась как еще одна неизбежная обязанность. Однако, постепенное наполнение его содержанием, перечнем публикаций,  разработанных методических и дидактических материалов, достижений и просто участия  студентов в НПК, олимпиадах, конкурсах, оценка  своего индивидуального вклада в работу  педагогического коллектива повышает интерес педагога к методической работе, формирует мотив на повышение  результативности педагогической деятельности,  стремление к профессиональному признанию, превращается в механизм самоуправления. Практика последних двух лет показала необходимость введения дополнительного раздела в ИППР — планирование работы педагога  по выполнению рекомендаций Аттестационной комиссии (при их наличии). Развитие профессионализма педагога происходит через сочетание опыта его работы и послевузовского образования. Неформальное и информальное образование в общей  системе непрерывного профессионального образования педагогов – это процесс их личностного и профессионального совершенствования, развития творческого потенциала, необходимого для решения проблем реализации компетентностного подхода в обучении. Процесс профессионального совершенствования педагога имеет личностную направленность, так как реализуется посредством самосовершенствования и рефлексии, и становится более эффективным, когда происходит в комфортной образовательной среде. Возможности трансляции своего профессионального опыта   обеспечивают педагогу понимание значимости в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я». Самообразование, выступая важнейшим видом деятельности педагога, в котором он осознанно, самостоятельно и мотивированно обновляет и совершенствует имеющиеся знания, компетенции с целью достижения профессионального мастерства; также позволяет обеспечить развитие профессионально важных качеств педагога.

В нашей образовательной организации сформировалась позитивная практика морального стимулирования педагогов, стремящихся к профессиональному росту как  возможности выполнения более интересных, содержательных видов деятельности с высокой степенью самостоятельности и творчества, более полной самореализации личности в профессиональной деятельности.

Среди них различные формы официального признания высокого авторитета работника в профессиональной сфере, рост социального статуса, в том числе, положительный отзыв на общем собрании коллектива техникума, на заседании педагогического совета, выпуск персонального  методического бюллетеня, освещающего профессиональный опыт педагога и его высокую результативность,  награждение лучших работников Почетными грамотами и благодарственными письмами. Четко спланированная методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в работе, повышает культуру педагогического труда.

Автор

Темнякова Елена Васильевна,

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омской области  «Омский механико-технологический техникум», методист

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, среднее: 4,67 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*