Профессиональная компетентность педагога при сопровождении детской одаренности

061026-N-5271J-014Совершенствование и развитие образовательного пространства гимназии, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Уже сейчас в образовательных организациях  происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить  формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их  активную учебно-познавательную деятельность, а так же  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия (возможности)  для работы по развитию одаренности.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования (ФЗ №273 «Об образовании в РФ» ст.20) его  направленность на инновационное развитие школ, ориентирована на совершенствование условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования.[6]  Oбразовательные организации, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

В рамках «Концепции развития образования 2020 г.» реализуются  научные  разработки концепции одаренности на государственном уровне.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

В 2013 – 2014 учебном году гимназии присвоен статус инновационной площадки «Поддержка способных и талантливых детей», работа в этом направлении проводилась в соответствии с техническим заданием Департамента Образования Администрации г. Омска. Результатом работы в течение учебного года является реализация программы «Творчество, активность, действие», которая ориентирована на создание условий для выявления, поддержки и развития способных и талантливых детей, раскрытие их индивидуальности; реализация проекта «Сопровождение одаренных детей на начальной и основной ступени образования», целью проекта является создание условий, способствующие развитию одаренности у гимназистов; проведение открытого семинара для заместителей директоров и педагогов «Поддержка способных и талантливых детей», на котором  представлены основные направления  и система работы педагогов гимназии  со способными и талантливыми детьми (специализированные и авторские программы педагогов, направленные на развитие и углубление способностей гимназистов), а также взаимодействие  с социальными партнерами.

С целью улучшения системы работы с одаренными детьми нами проведено анкетирование родителей, которое показало следующие результаты: 63 % родителей считают, что в гимназии создаются условия для развития талантливых и способных детей; в результате анализа анкет  мы изучили родительский заказ, направленный на развития способностей детей в урочное и внеурочное время: 36 % родителей считают необходимость в дополнительных занятиях по иностранному языку, математике, литературе; создание на базе гимназии театральной и вокальной студий, фотостудии, технических кружков по  моделированию и конструированию – 35% родителей, 15% считают  необходимость в изучении психологии, психологических тренингов.

Анкетирование педагогического коллектива  показало, что учителям не достаточно профессиональных компетенций, направленных на улучшение системы работы с одаренными детьми (36%).

Таким образом, система работы и нормативная база, что уже создано не в полной мере удовлетворяет потребителя (анкета родителей и педагогического коллектива).

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательной организации.  Для решения данной проблемы, мы  разработали  программу работы проблемной лаборатории «Сопровождение детской одаренности  в условиях гимназического образования», которая направлена на профессионально – личностную подготовку педагога при работе  с одаренными детьми.

Цель проекта: реализация  компетентностного подхода в деятельности педагогов гимназии, работающих с одаренными детьми.

Цель проекта определила необходимость решения следующих задач:

  1. реализация на практике компетентностного подхода при работе с одаренными детьми (в формате УУД);
  2. развитие информационного пространства педагогов гимназии, работающих с одаренными детьми;
  3. выявление и апробация оптимальных методов  обучения и развития одаренных детей;
  4. реализация программы сопровождение одаренных детей;
  5. реализация на практике «Концепции развития образования 2020» и распространение опыта работы

В рамках проекта одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  (В. И. Панов и др.).[1] Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[3]Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга,  обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.[2]

Профессионально – личностная подготовка педагога для работы с одаренными детьми – стратегия, содержание, формы и методы – должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.

Обучение одаренных детей в условиях образовательной организации может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.). [4]

Какова же стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей? Существуют два основных подхода к решению этой проблемы:

1) изменение количественных характеристик;

2) изменение качественных характеристик.

К количественным характеристикам относят объем учебного материала и темп обучения. К качественным – соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). На основе изменения количественных характеристик содержания образования выделено две основные стратегии: «ускорения» и «интенсификации», а на основе качественных – сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская». [5]

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями. Он состоит из трех этапов:

  1. Выявление способных детей с помощью родителей (разработан опросник для родителей), педагогов, тестирований, социальных групповых листов.
  2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывающих их склонности и интересы.
  3. Заключительный этап – работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей (классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы).

Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует уделять большое внимание подготовке учителей для работы со способными одаренными детьми. Педагогам необходимо нестандартно подходить к организации и проведению уроков, заниматься разработкой авторских программ, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика.[4]

При организации работы с одаренными детьми в условиях образовательной организации речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.[1]

На основе выше указанного,  мы разработали программу работы проблемной лаборатории «Сопровождение  детской одаренности в условиях гимназического образования», которая направлена на  профессионально – личностную подготовка педагога для работы с одаренными детьми.  Нами разработана программа семинаров для заместителей директора и  педагогов, направленных  на развитие стратегии, содержания, форм и методов  работы с одаренными детьми, что обеспечивает  становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

В процессе подготовки педагогов необходимо  обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.[1]

Специфика такой подготовки педагогов требует обязательного учета следующих факторов:

1) профессионально-личностной позиции педагогов;

2)комплексного (психолого-педагогического и профессионально-личностного) характера образования педагогов;

3) создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

4) создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;

5) демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения;

6) образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);

7) особенностей контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т. п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей – детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

8) профессиональной, постпрофесиональной подготовки и профессионального опыта педагогов:

а) опыта педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях, педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах, педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т. п.);

б) уровня полученных ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождения стажировки и практики и т. п.);

9) специфики образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы, библиотеки, театры, а также специалисты, например психологи, педагоги дополнительного образования и др.). [3]

С учетом специфики подготовки педагогов по работе с одаренными детьми мы разработали план и паспорт работы проблемной лаборатории «Сопровождение детской одаренности в условиях гимназического образования». Педагогические семинары сконцентрированы в отдельные блоки (реализация два учебных года) с целями, задачами, тематикой семинаров и  предполагаемыми результатами.

В результате реализации проекта мы ожидаем реализацию «Концепции развития образования 2020» на практике; повышение профессиональной компетентности  педагогов гимназии (округа); создание и реализацию  программы  сопровождения одаренных детей в условиях образовательной организации; выпуск сборника исследований педагогов гимназии по  сопровождению одаренных детей; проведение Всероссийской конференции с международным участием «Профессиональная компетентность педагога при сопровождение детской одаренности»

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность проекта  определяется продуктивностью и качественным ростом профессиональной компетентности  педагогов при сопровождении детской одаренности. То есть, от успешности выполнения цели проекта определяется, насколько профессиональная компетентность  повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.

Критерии Показатели

 

Самоактуализированность педагогов Стремление педагогов к познанию и апробации    новых методов и технологий обучения и развития одаренных детей в образовательной организации.

Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих профессиональных компетентностях.

Способность к рефлексии.

Уровень коммуникативной культуры

 

Удовлетворенность педагогов и родителей Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта, взаимоотношениями в школьном сообществе.

 

Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

 

Конкуренто-способность Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Механизм оценки результатов:

1.Фактический показатель:

  • проведены запланированные семинары;
  • публикации, творческие отчеты, презентации педагогов;
  • выпущен сборник исследований педагогов гимназии по сопровождению одаренных детей;
  • реализация авторских программ педагогов, направленных на сопровождения одаренных детей.
  1. Проведение Всероссийской конференции с международным участием «Профессиональная компетентность педагога при сопровождение детской одаренности»

 

Список использованной литературы

1.Богоявленская Д. Основные направления разработки и развития “Ра­бочей концепции одаренности” // Лучшие страницы педагогической прессы.-2004.-N 1.-С.81-87.

2.Гафурова Н.В Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одаренности учащихся на этапе “школа-вуз” // Инновации в образовании.2004.N 4.С.119-129.

3.Черноголовая Н.Н. Программа работы с одаренными детьми // Образование в современной школе.-2004.-N 7.-С.32-39.

4.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

5.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.

6.Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»

 

Авторы

Гетман Наталья Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики ОмГМА

Васильева Наталья Александровна, директор

Котлярова Анна Викторовна, заместитель директора

БОУ г. Омска  «Гимназия №159»

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, среднее: 4,50 из5)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Добавить комментарий

*