Совершенствование и развитие образовательного пространства гимназии, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Уже сейчас в образовательных организациях происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия (возможности) для работы по развитию одаренности.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования (ФЗ №273 «Об образовании в РФ» ст.20) его направленность на инновационное развитие школ, ориентирована на совершенствование условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования.[6] Oбразовательные организации, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
В рамках «Концепции развития образования 2020 г.» реализуются научные разработки концепции одаренности на государственном уровне.
Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
В 2013 – 2014 учебном году гимназии присвоен статус инновационной площадки «Поддержка способных и талантливых детей», работа в этом направлении проводилась в соответствии с техническим заданием Департамента Образования Администрации г. Омска. Результатом работы в течение учебного года является реализация программы «Творчество, активность, действие», которая ориентирована на создание условий для выявления, поддержки и развития способных и талантливых детей, раскрытие их индивидуальности; реализация проекта «Сопровождение одаренных детей на начальной и основной ступени образования», целью проекта является создание условий, способствующие развитию одаренности у гимназистов; проведение открытого семинара для заместителей директоров и педагогов «Поддержка способных и талантливых детей», на котором представлены основные направления и система работы педагогов гимназии со способными и талантливыми детьми (специализированные и авторские программы педагогов, направленные на развитие и углубление способностей гимназистов), а также взаимодействие с социальными партнерами.
С целью улучшения системы работы с одаренными детьми нами проведено анкетирование родителей, которое показало следующие результаты: 63 % родителей считают, что в гимназии создаются условия для развития талантливых и способных детей; в результате анализа анкет мы изучили родительский заказ, направленный на развития способностей детей в урочное и внеурочное время: 36 % родителей считают необходимость в дополнительных занятиях по иностранному языку, математике, литературе; создание на базе гимназии театральной и вокальной студий, фотостудии, технических кружков по моделированию и конструированию – 35% родителей, 15% считают необходимость в изучении психологии, психологических тренингов.
Анкетирование педагогического коллектива показало, что учителям не достаточно профессиональных компетенций, направленных на улучшение системы работы с одаренными детьми (36%).
Таким образом, система работы и нормативная база, что уже создано не в полной мере удовлетворяет потребителя (анкета родителей и педагогического коллектива).
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательной организации. Для решения данной проблемы, мы разработали программу работы проблемной лаборатории «Сопровождение детской одаренности в условиях гимназического образования», которая направлена на профессионально – личностную подготовку педагога при работе с одаренными детьми.
Цель проекта: реализация компетентностного подхода в деятельности педагогов гимназии, работающих с одаренными детьми.
Цель проекта определила необходимость решения следующих задач:
В рамках проекта одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (В. И. Панов и др.).[1] Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[3]Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.[2]
Профессионально – личностная подготовка педагога для работы с одаренными детьми – стратегия, содержание, формы и методы – должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.
Обучение одаренных детей в условиях образовательной организации может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.). [4]
Какова же стратегия разработки содержания учебной деятельности одаренных детей? Существуют два основных подхода к решению этой проблемы:
1) изменение количественных характеристик;
2) изменение качественных характеристик.
К количественным характеристикам относят объем учебного материала и темп обучения. К качественным – соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). На основе изменения количественных характеристик содержания образования выделено две основные стратегии: «ускорения» и «интенсификации», а на основе качественных – сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская». [5]
На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями. Он состоит из трех этапов:
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует уделять большое внимание подготовке учителей для работы со способными одаренными детьми. Педагогам необходимо нестандартно подходить к организации и проведению уроков, заниматься разработкой авторских программ, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика.[4]
При организации работы с одаренными детьми в условиях образовательной организации речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.[1]
На основе выше указанного, мы разработали программу работы проблемной лаборатории «Сопровождение детской одаренности в условиях гимназического образования», которая направлена на профессионально – личностную подготовка педагога для работы с одаренными детьми. Нами разработана программа семинаров для заместителей директора и педагогов, направленных на развитие стратегии, содержания, форм и методов работы с одаренными детьми, что обеспечивает становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
В процессе подготовки педагогов необходимо обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.[1]
Специфика такой подготовки педагогов требует обязательного учета следующих факторов:
1) профессионально-личностной позиции педагогов;
2)комплексного (психолого-педагогического и профессионально-личностного) характера образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
4) создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
5) демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения;
6) образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);
7) особенностей контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т. п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей – детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);
8) профессиональной, постпрофесиональной подготовки и профессионального опыта педагогов:
а) опыта педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях, педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах, педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т. п.);
б) уровня полученных ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождения стажировки и практики и т. п.);
9) специфики образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей (музеи, концертные залы, библиотеки, театры, а также специалисты, например психологи, педагоги дополнительного образования и др.). [3]
С учетом специфики подготовки педагогов по работе с одаренными детьми мы разработали план и паспорт работы проблемной лаборатории «Сопровождение детской одаренности в условиях гимназического образования». Педагогические семинары сконцентрированы в отдельные блоки (реализация два учебных года) с целями, задачами, тематикой семинаров и предполагаемыми результатами.
В результате реализации проекта мы ожидаем реализацию «Концепции развития образования 2020» на практике; повышение профессиональной компетентности педагогов гимназии (округа); создание и реализацию программы сопровождения одаренных детей в условиях образовательной организации; выпуск сборника исследований педагогов гимназии по сопровождению одаренных детей; проведение Всероссийской конференции с международным участием «Профессиональная компетентность педагога при сопровождение детской одаренности»
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность проекта определяется продуктивностью и качественным ростом профессиональной компетентности педагогов при сопровождении детской одаренности. То есть, от успешности выполнения цели проекта определяется, насколько профессиональная компетентность повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Критерии | Показатели |
Самоактуализированность педагогов | Стремление педагогов к познанию и апробации новых методов и технологий обучения и развития одаренных детей в образовательной организации.
Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих профессиональных компетентностях. Способность к рефлексии. Уровень коммуникативной культуры |
Удовлетворенность педагогов и родителей | Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта, взаимоотношениями в школьном сообществе.
Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. |
Конкуренто-способность | Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
Механизм оценки результатов:
1.Фактический показатель:
Список использованной литературы
1.Богоявленская Д. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности» // Лучшие страницы педагогической прессы.-2004.-N 1.-С.81-87.
2.Гафурова Н.В Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одаренности учащихся на этапе «школа-вуз» // Инновации в образовании.2004.N 4.С.119-129.
3.Черноголовая Н.Н. Программа работы с одаренными детьми // Образование в современной школе.-2004.-N 7.-С.32-39.
4.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
5.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
6.Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»
Авторы
Гетман Наталья Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики ОмГМА
Васильева Наталья Александровна, директор
Котлярова Анна Викторовна, заместитель директора
БОУ г. Омска «Гимназия №159»